Часто в стремлении позаботиться о ребенке родители неосознанно причиняют ему вред. Иногда даже неосторожно брошенная фраза может ранить. В преддверии Дня защиты детей «Пушкинская» собрала самые распространенные способы ненамеренно травмировать ребенка. В этом нам помогла детский психолог и специалист по травма-педагогике Наталья Пашко.
Ой, не бери это, брось немедленно!
Дети любят кушать песок и трогать червяков. Конечно, родителям это не очень нравится. Но важно помнить, что задача взрослого — обучать и создавать безопасное пространство для исследования мира. Если родители постоянно дают установку «мир не безопасен», ребенок это воспринимает как запрет на исследование. Потом они становятся взрослыми, которые боятся начинать что-то новое и придумывают 1000 и 1 отговорку, почему у них ничего не получится.
Ты что юмора не понимаешь?
Взрослые люди могут посмеяться над собой, это признак здравости. А ребенок до определенного момента не понимает юмора и сарказма. Если ему что-то говорят — он воспринимает это как критику, которая напрямую относится к нему. И она проходит через все защитные механизмы, потому что конфронтировать невозможно — ребенок видит, что папа ему улыбается, смеется, он к нему расположен, но в то же время он делает что-то, что попадает в самое сердце. То, что родителю кажется удачной шуткой, впоследствии может стать частью внутреннего голоса.

Изя, ты голодный!
Проще накормить ребенка с ложки, чем позволить ему испачкать всю кухню. Проще самому убрать за пару минут в комнате, чем ждать, пока это сделает ребенок. Но такой ребенок не станет взрослым ни в 18 лет, ни в 30, ведь дело не в возрасте, а в воспитании. Если родители делают и решают все за ребенка, то у него просто не будет возможности научиться самостоятельности. Именно поэтому гиперопека, которую еще называют насилием в бархатных перчатках, в некоторых странах криминально наказуема.
Ты не сильно ударился, тебе не может быть больно
Родители часто лишают ребенка не только права выбора действий, но и собственных чувств. Ребенку чрезвычайно важно озвучивать то, что его беспокоит и получать принятие от своих родителей. Если вместо поддержки ему говорят, что его чувства не верны, потом это остается в теле. Ведь тело — единственное, что есть у него в наличии. Потом из желания ребенка хоть где-то самому за себя решать появляются пищевые расстройства или наркотические и алкогольные зависимости.
Я разрешаю тебе все!
Если родителей в детстве били, они могут осознать этот опыт и отказаться от него. Проблема заключается в том, что других способов воспитания они не знают и ничего ребенку не запрещают. Ребенку не нужна вседозволенность, потому что потом ему будет сложно осознать, что мир не крутится вокруг него, что у мира есть границы и он может неосознанно ранить кого-то. У родителей тоже есть границы, и столкновение с ними происходит через конфронтацию, например, когда мама не может купить сейчас желанную игрушку. В таких ситуациях нужно не столько давать все, что хочет ребенок, сколько дать понять, что он замечен, что он личность. Родитель должен показать, что он видит потребность ребенка, но, к сожалению, сейчас не может пойти ему навстречу.

Что ты играешься, веди себя как взрослый!
Родители, с которыми не играли их родители, не умеют развлекаться и дурачиться вместе со своими детьми. А для ребенка это потребность — так он познает мир и учиться налаживать эмоциональный контакт с другими людьми. Если мы это обесцениваем, ребенок просто перестает быть ребенком и перескакивает важные этапы своего развития.
Сын маминой подруги
Ребенок — не объект воспитания, а субъект отношения. Ребенок — это не собственность родителей, а отдельная личность. Когда ребенка сравнивают с кем-то, ему очень тяжело это пережить. Если мама отвергает его таким, какой он есть, он чувствует, что его не видят. На нейробиологическом уровне это значит «меня не существует» или «я не выживу».
Объясни, почему ты плачешь?
Нужно помнить о возрастных особенностях детей. Ребенок до определенного возраста не может успокоиться по просьбе матери или объяснить свое поведение. Он не может сформулировать «обними меня, потому что я расстроился». В таких ситуациях лучше самому предложить ему варианты ответов — может он устал и хочет спать, а может хочет в туалет. Когда родитель, наконец, угадывает проблему, истерика моментально прекращается.

Не возьму на ручки, зачем тебя баловать?
Такое поведение родителя направлено на депривацию (прим. — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные). Депривированный ребенок — это тот, кого проще всего воспитывать как гражданина. Поэтому нас такой установке очень хорошо научили. Ребенку важно знать, что если он поранится или испугается, его пожалеют и скажут, что ничего страшного не происходит. Если он остается один на один со своими проблемами, у нас получается в итоге травмированное дитя.
Да какой из тебя космонавт?
Ребенок априори спонтанен и мечтателен. В его мире все возможно, и родителям важно это сохранять, потому что так формируется личность и индивидуальность. Когда спонтанность пресекается, когда ребенку говорят, что у него ничего не получится, ребенок сжимает свою индивидуальность, чтобы выжить. Ведь до определенного возраста родитель — это божество, от которого зависит существование ребенка. Происходит надлом, и в итоге мы имеем несчастных взрослых, которые так и не стали космонавтами.
Ты, конечно, молодец, но можешь еще лучше
Это называется «поглаживание через критику». Безусловно, каждый родитель хочется гордиться своим ребенком. Но часто бывает, что заслуги ребенка считаются самими собой разумеющимися, а для настоящего успеха нужно еще постараться. Когда воспитание начинается с фразы «еще недостаточно», оно превращается в дрессуру.
Такие люди потом богатеют, но либо оказываются при этом несчастными, потому что потеряли ориентирование на себя, на свои потребности и пытаются ухватиться за общепринятые нормы успеха. Либо они становятся эмоционально нечувствительны, потому что их натаскивали переступать через головы ради достижения цели.
источник: pushkinska.net