«КП» узнала, как относятся к переселенцам из Донбасса и на какую помощь они могут рассчитывать.
«Комсомольская правда» в Украине» выяснила, что на самом деле ждет в столице вынужденных переселенцев из Донбасса.
Шумный многолюдный Киевский вокзал. Это первое, что видят беженцы из зоны АТО, ступив на перрон. Куда идти, у кого просить помощи? Даже мы растерялись: потому, во-первых, прохлопали объявления для беженцев по громкоговорителю, а во-вторых, сунувшись в справочную вокзала, не увидели нужную табличку, висящую возле окошка.
— Скажите, а где тут центр помощи переселенцам? — спрашиваем в справочной.
— Здесь его нет. Вот вам номер телефона координационного центра. Обратитесь туда, они чем-то помогут, — отвечает сотрудница вокзала.
Тут-то на глаза и попалась надпись: «В Киеве круглосуточно работает городской координационный центр по решению вопросов, связанных с размещением и жизнеобеспечением». Дальше адрес, а рядом на листе приписка: «Дополнительную информацию вы можете узнать в консультационном пункте в помещении Центрального железнодорожного вокзала в зале ожидания №2».
«Нам совсем некуда идти»
Найти его можно, но сложно: никаких указателей. Человек, не знающий вокзала, обойдет все его закоулки, прежде чем найдет нужную комнату. Ну, жить захочешь — найдешь.
За столиком зала ожидания №2 советы и консультации раздает главный специалист Киевского городского центра семьи и молодежи Оксана Сафронова. К ней-то и подходят люди, спрашивая о помощи.
— Я приехала из Луганска — там сейчас просто невыносимо. У меня четверо детей: двум дочкам по 12, а остальные постарше. Где мы можем остановиться? — вопрошает одна женщина.
— В Киеве мы никому жилье не предоставляем. Как крымчан в марте заселили, так и все, — разводит руками специалист.
— Я звонила по куче номеров, и мне сказали, что можно приехать и нас поселят… Что же теперь делать? Нам совсем некуда идти… — чуть не плачет луганчанка.
— Можете отправиться в другие области. Там вам какую-то комнату предоставят. А пока, если хотите, побудьте в комнате матери и ребенка, — предлагает ей Оксана Сафронова.
Делать нечего. Женщина берет бумажку с координатами центра и уходит к детям. На ее место тут же приходит другая.
— Мой дом стоит в центре Славянска… Бомбят ужасно! Разруха жуткая. Людей там почти не осталось — уехали. Магазины закрыты, хлеб можно купить только в одном, и то в первые полчаса после того, как его завезли. Мы уезжали, когда подъезд был уже пустой — никого не было. Бросили квартиру четырехкомнатную и поехали к родственникам в Киев, — рассказывает бойкая барышня по имени Елена.
Пока она живет у родственников, но хочет перебраться в общежитие к дочке, которая учится в одном из столичных вузов. По словам Оксаны Сафроновой, она может добиться этого после того, как получит в департаменте соцполитики статус переселенца.

Живут в комнате матери и ребенка
За полчаса к специалисту обратились человек десять. Помимо жилья, их волновали соц¬выплаты — жители Славянска и Краматорска уже два месяца не получают никаких денег от государства. Естественно, пенсионеры, мамы с детками и другие граждане, приехав в другой город, надеются получить их там. И такая возможность в принципе есть.
— Если у вас будут какие-то вопросы по пенсиям, позвоните на правительственную горячую линию, — говорит Оксана Сафронова, указывая одной женщине на номер.
— Ой, да я его уже наизусть знаю! — машет рукой та, мол, деньги сию секунду все равно не появятся.
А больше, по сути, в консультационном пункте ничем, кроме как номером, адресом или советом, не помогут. Разве что тех, у кого есть дети, направляют в комнату отдыха матери и ребенка. Находится она на четвертом этаже Южного вокзала. На текущий момент там заняты шесть из двенадцати номеров. В них проживают 12 взрослых и 11 детей.
— Условия у нас очень хорошие. Везде чистенько, мебель новая, душ — для мужчин и женщин, ванна для деток, пеленальные столики. В столовой все, что нужно тоже есть, — показывает нам комнаты сотрудница вокзала.
«Наши жилищные ресурсы исчерпались еще в марте»
С вокзала отправляемся в городской департамент социальной политики. Здесь работает круглосуточный центр помощи переселенцам. Какие услуги он предоставляет? Во-первых, выдают справки о статусе переселенца. С ней дончане и луганчане могут без проблем отправить своих детей в киевские школы и детские сады, обслуживаться в поликлиниках, устроиться на работу, поселиться в общежитии.
Во-вторых, тех, кому негде жить, все-таки распределяют по гостиницам и пансионатам, но… не в Киеве.
— Все наши жилищные ресурсы исчерпались еще в марте, когда селили крымчан. Поэтому тех, кто приезжает сейчас, мы определяем в другие области — Житомирскую, Днепропетровскую, Черкасскую, Черниговскую, — говорят в департаменте.
Здесь с приезжими работают специалисты пенсионного фонда, департаментов образования и науки, строительства и жилищного обеспечения, центра занятости. К слову, о работе: вакансии в столице есть, но рассчитывать на золотые горы несколько наивно. Требуются преимущественно охранники, трактористы, водители, продавцы, дворники, уборщики, повара. Зарплата от 1500 до 4500 гривен.
Или вот, например, одна из птицефабрик в Киевской области готова принять на работу аж 500 человек вынужденных мигрантов.
Грубо говоря, люди рабочих специальностей не пропадут, а вот каким-нибудь ландшафтным дизайнерам или офисным работникам придется трудно.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
- 1125 человек из восточных регионов на данный момент официально зарегистрированы в Киеве*.
- 3321 человек в свое время приехали из Крыма.
*По информации заместителя начальника департамента соцполитики Светланы Назаренко.
ОФИЦИАЛЬНО
19 июня Верховная Рада приняла закон о правовом статусе вынужденных переселенцев, которым гарантирует материальную помощь, защиту прав и законных интересов. Люди могут рассчитывать даже на компенсацию за потерянное имущество. Размер помощи и порядок ее выплаты определит Кабинет министров. На это у него есть 45 дней.
БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ
Беженцы из Донецка: «Нас выгнали из столичной квартиры»
Женщина с маленьким ребенком на руках не прожила и двух недель в съемной «двушке».
В конце мая Александра, художница из Донецка, быстро собрала вещи, схватила в охапку 8-месячного сына и рванула в Киев. В поезд вместе с молодой мамой и малышом погрузили лишь манеж, коляску и минимум вещей. Со всем этим скарбом женщина приехала в столицу.
— Мы оставили все — работу, дом, машину, вещи, чтобы не подвергать опасности жизни наши и малыша! Главное для нас было вывезти из-под обстрелов нашего сына, — эмоционально рассказывает Александра.
В столице Саша подселилась в «двушку» на Позняках. Эту квартиру в последние месяцы снимала ее подруга с дочками. Беженке вместе с сыном освободили одну комнату. За нее девушка платила 2000 грн. плюс коммуналку пополам с соседкой.
— Мы прожили там всего две недели. А потом однажды утром позвонила хозяйка квартиры и, зная, что мы беженцы из Донбасса, объявила нам о повышении арендной платы! — говорит Александра. — Мол, у нас маленький ребенок, и в квартире живут несколько человек! При этом изначально о ребенке она знала.
Объяснения, что деваться двум мамам с детьми некуда, хозяйку не убедили. Понять, какой ад пережила семья, убегая из города, где автоматные очереди слышатся каждый день, — тоже. И все препирательства кончились тем, что семьям было велено немедленно съехать. О своей беде Александра написала на страничке в Фейсбуке.
— Вся Украина сейчас говорит о помощи беженцам из Донбасса и Луганска. Но на деле все это просто пустые слова, — написала Саша в Фейсбуке. — Сейчас мы начинаем жизнь с нуля… И нам выставляют повышенные тарифы? Наша семья ничего ни у кого не просит, но в такой ситуации зарабатывать на нас?
После размещения этого сообщения бедой семей прониклись рядовые киевляне. Один мужчина предложил помочь с оплатой квартиры, другая женщина — поселить к себе всех детей и бабушку, которая тоже жила с семьями. Правда, когда вещи уже были собраны, благодетельница пошла на попятную. Теперь семьи ищут новое жилье…
Ольга КРОМЧЕНКО, Любовь СИДОРЕНКО
Статья предоставлена изданием Комсомольская правда в Украине
источник: korrespondent.net