Он вошел в небольшой зал библиотеки им. Грушевского один. Без сопровождающих. На Ахтеме — скромная и неприметная черная одежда. Режиссер, виновато улыбнувшись, извинился за опоздание. Мы его ждали не зря. За пару часов Ахтем Сейтаблаев успел рассказать о многом: о работе в театре, о Крыме, о том, как делали «Киборгов» — самый известный фильм про войну на Донбассе, — и о чём этот фильм на самом деле. О своих кинокартинах, планах, о семье и Украине. Будет много цитат — они стоят того.
Начал Ахтем с благодарности Одессе за теплый прием. У него каждый год здесь отдыхает младшая дочь. Со времени аннексии Крыма. Временной аннексии. На полуостров Ахтем обязательно вернётся. В наш, возвращенный. Сейчас же туда путь ему заказан.
«Мои друзья говорят об этом шуткой, такой шуткой, что с горечью. Несколько лет назад был запущен проект: по всей Украине вешали билборды, на них были изображены известные крымчане, которые вынуждены были уехать. На одном из таких плакатов был и я. И вот друзья, которые имели возможность бывать в Крыму, присылали фотографии: «Смотри, ты тоже есть, прямо на границе с Чонгаром полгода висит. Так что о тебе они знают». Для меня это, конечно, большая честь. Я ни о чём не жалею, только о том, что не могу так часть видеть маму, отца. Они категорически не хотят никуда уезжать — пусть оккупанты убираются», — с горечью и одновременно с гордостью рассказывает режиссер.
Этот фильм не войне, а о мире
Снимать «Киборгов» Ахтем поначалу не хотел. Это не кокетство. Снимать фильмы о неоконченной войне на своей родине сложно. Но
«Меня пригласили на проект «Хоробрі серця» стать ведущим эпизода про «Киборгов». Я отказался. Я режиссёр и актёр, а не ведущий» — говорит Ахтем.
Но когда Ахтем услышал истории, в том числе и своего сокурсника Андрея «Богема» Шараскина, то понял, что хочет рассказать об этих героях. А «Богема», кстати, играет в фильме эпизодическую роль самого себя.
Консультантами фильма стали реальные бойцы-киборги: нынешний преподаватель Днепровского университета Кирилл «Доцент» Недря и командир полка спецназа Александр «Редут» Трепак и другие воины, ставшие прототипами героев фильма. Каждый день кто-то из них был на съемочной площадке и вносил свои правки. В фильме много диалогов. Все они были построены на воспоминаниях воинов. «Киборги» на самом деле вовсе не о войне и подвигах, а о столкновении цивилизаций и мировоззрения, понимании мотивов тех, кто ушел на войну, как меняется человек на войне, и как меняется мир, который родится после нее. Поэтому в фильме много философии и не так много экшена. За это в том числе и критиковали.
«Но когда после показов к нам подходили военные и говорили: «спасибо, мужики», или «честь имею», я понял, что снял хороший фильм» — поделился Сейтаблаев.

Во время зарубежных показов «Киборгов» не всегда было легко передать суть только субтитрами. Трудно перевести, например, слова героя фильма «Старого», не потеряв при этом смысла, «і садок вишневий у мене теж є». Так он ответил на вопрос, почему отправился воевать. Эту фразу украинец понимает на генетическом уровне. А вот коллективный европеец — нет.
«Я думаю, иностранцы все-таки поняли, что мы хотели донести. Мы показывали с субтитрами, и после каждого сеанса были долгие дискуссии о фильме, о ситуации в стране. В субтитрах постоянно указывалось, что определенный персонаж говорит по-русски, а другой — по-украински. Нас спрашивали зачем это. Мы отвечали: чтобы дать понять, что дело не в языке, а в другом. Дело в ценностях, которые мы отстаиваем вместе, говоря на разных языках», — рассказал режиссер.

Последнюю фразу Ахтем говорит на украинском. Увлекаясь, он делает небольшое, но важное отступление, которое, кажется, полностью раскрывает его позицию творца, человека, патриота и создателя пока самого лучшего фильма о войне.
«Язык — это важно, мне за несколько лет удалось его выучить. Поэтому совсем не понимаю тех, кто говорит, что у них челюсть как-то не так устроена. Ну слоны-то учатся на шарах кататься, извините. То есть французский выучить — это нормально, немецкий — нормально, английский — нормально? Это тонкий вопрос, и я убежден в том, что если ты живешь в этой стране, и хотя бы чуть-чуть ее уважаешь, ты должен знать ее язык и хотя бы немного историю. Иначе получается странная позиция. Ты живешь в этой стране, ты ее презираешь, но живешь все-таки почему-то здесь», — рассуждает Ахтем.
«Продолжение» или приквел?
В день приезда Ахтема в Одессу на экраны вышел тизер его нового фильма «Захар Беркут». В основе — произведение Ивана Франко. Сейчас идет уже постпродакшн фильма. В ленте снимаются западные актеры, говорят на английском. Роли главных героев — Захара Беркута и его оппонента Тугара Вовка — сыграли голливудские актёры Роберт Патрик и Томми Флэнаган. Первый — тот самый «терминатор из жидкого металла», а второй — герой известных фильмов «Храброе сердце», «Без лица» и «Гладиатор».
Фильм сделан в жанре исторического экшена по всем канонам Голливуда. Структура кино будет простой, чтобы его даже интуитивно понял весь мир.
«Захар Беркут — это почти библейский Авраам, который готов был пожертвовать своими сыновьями ради своей громады, ради принципов и благополучия людей, которые ему доверились, — частично объясняет Ахтем. — Это фильм о противостоянии миров, цивилизаций и идеологий, приверженцев жесткой руки, авторитаризма с одной стороны, и с другой — тех, кому важна свобода, свое достоинство, тех, кто готов быть партнерами, но никак не рабами».
Ничего не напоминает? Напоминает. Именно поэтому Ахтем Сейтаблаев видит «Захара Беркута» неким продолжением «Киборгов». И у него есть объяснение тому, что главных героев украинского эпоса будут играть голливудские актеры.
«Надеюсь, если фильм выйдет хорошим, то участие этих актеров станет очень хорошей промоцией для Украины, ее культуры, традиций. Иностранцы поймут, что тут можно снимать, работать и жить», — объясняет Ахтем.
Частично цель уже достигнута. По контракту обеих звезд из-за войны должны были постоянно сопровождать телохранители. Но после нескольких дней актерам попросили убрать бодигардов: мол, дайте спокойно работать и наслаждаться процессом, в Украине все тихо и безопасно.
Хочу снять комедию
Когда у Ахтема спросили, будет ли он еще снимать фильмы о войне, возможно, не с профессиональными актерами, а с участниками боевых действий, режиссер признался, что устал.
«Последние шесть лет я снимал драмы. Хочется снять комедию, но…», — признался Сейтаблаев.
И это «но» обнадежило поклонников режиссера. Ахтем рассказал, что буквально вчера с коллегами и друзьями обсуждал возможность сериальной работы: ведь хорошо сделанный сериал с адекватным бюджетом позволяет гораздо шире и глубже рассказать о героях.

«Мы как раз вспоминали, как на Яворовском полигоне в составе президентской делегации встречали министра обороны Канады. А вы знаете, что у нас сейчас работают и канадские, и американские, и британские военные и инструкторы. Там, на полигоне, мы услышали очень много смешных и драматических историй о том, как наши с иностранными коллегами вместе служат, отдыхают, находят общий язык, учат друг друга. И мы задумались, почему бы нам и не написать сценарий такого сериала, где бы мы рассказали и об этом, и о войне, которая идет, и о людях, которые вернулись, и об их историях успеха. В такой истории может быть много поучительного. В таком контексте за фильм о войне я бы взялся» — рассказал режиссер.
Два крымчанина
Сейчас Ахтем работает над экранизацией пьесы Олега Сенцова «Номера». И тоже за этот проект Сейтаблаев взялся не сразу.
«Я два раза отказывался. Считал, что мы работаем в разных жанрах. И с одной стороны, хочется поддержать своего, крымчанина, а с другой — если материал не понравится, то… Так что пьесу с опаской открывал. Но, прочитав, понял, что работа мне нравится. Это пьеса в стиле театра-абсурда, театра-парадокса. Больше всего она мне напоминает Сэмюэл Беккета «В ожидании Годо» — с неоднозначными трактовками достоинства, дружбы, трусости и других человеческих качеств», — рассказал Ахтем.
Съемки будут проходить в павильоне. Это будет условная спортивная площадка, которая превратилась в лагерную зону.
«Герои пьесы, если можно так сказать, изнасилованы коллективом: у них нет возможности уединиться, побыть самим, пообщаться с близкими им людьми», — Ахтем приоткрыл тайну будущей совместной работы.
По его словам, Олег Сенцов очень плотно вовлечен в процесс, идет постоянный обмен письмами, мнениями, правками — и это дает ему дополнительную мотивацию жить и бороться.
Несмотря на то, что закончил Ахтем через два часа после приезда, и за два часа до выхода на сцену в спектакле Ады Роговцевой «Будь как дома», ради которого он и приехал в наш город, люди еще долго его не отпускали: и селфи, и интервью, и просто пожелания. Например, такое: пусть совместный проект с Олегом Сенцовым получится хорошим, как все его работы, а премьера «Номеров» состоится в самое ближайшее время и соберет аншлаги в первую очередь в Севастополе, Ялте, Джанкое. А зрители будут приветствовать и режиссера, и автора сценария на родной для них земле.
Автор: Анатолий Косин
источник: pushkinska.net